ACOUSTIC №5

Здравствуй, новый учебный год!

31 августа - самый незабываемый день в жизни любого первокурсника. День знакомства с новым, неизведанным... Несмотря ни на что - дождь, ветер, грусть уходящего лета, а с ним и школьных лет - этот день приятно запомнился каждому.

До этого ребята были знакомы с КПИ только по приемной комиссии, деканатам и кабинетам коменданта в общежитиях. Но в понедельник было положено начало открытию всех скрытых талантов, всех интригующих подробностей студенческой жизни.

Открывали новый учебный год в КПИ такие почетные гости, как: чрезвычайный и полномочный посол Украины в Греции и Албании по совместительству Цибух Валерий Иванович; депутат Киевского городского совета, выпускник КПИ Андриевский Дмитрий Йосипович; глава Киевской городской организации профсоюзов работников образования и науки Украины Яцюк Александр Михайлович; глава секции воспитанников КПИ в Польше, которая действует с 1922 года, Януш Кукса; директор проекта «Украино-японский центр» Мидзутани Осама; глава Ассоциации выпускников КПИ Повзик Анатолий Иванович и президент Ассоциации выпускников КПИ Родионов Михаил Кузьмич.

Первым торжественное мероприятие открывал ректор НТУУ «КПИ» Згуровский Михаил Захарович. Флаг Украины поднимали студенты первого курса ФИВТа Резунов Олександр и Войчук Юлия.

 

Немало пожеланий, приятных слов, напутствий, советов и даже предостережений было сказано в тот день. К поздравлениям присоединились и представители всех творческих коллективов ЦКМ «КПИ»: нежный вальс был подарен шестью очаровательными парами из народного ансамбля спортивно-бального танца «Стиль». Разогрели кровь номера сборной Фан-аэробики и народного спортивно-хореографического ансамбля «Пульс», ну а тучи разогнала красота: появление Мистера и Королевы «Киевского политехнического института»: Дубовика Александра и Науменко Ирины – вот уж с чьим выходом стало светлее и теплее на площади…

 

Ну, а гордость и уверенность в правильности выбора Alma mater росла от созерцания лучших представителей нивы науки и поля спорта: ведь наши студенты показывают отличные результаты не только на местном уровне, а и на государственной и международной аренах!

«Студент – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» — именно эти слова стоит считать гимном не только кульминационного момента нашего праздника, но и всей нашей студенческой жизни…

В этот день каждый первокурсник испытал огромное количество различных чувств: счастья, наблюдая за тем, как устремленно летели шары «КПИ» в серо-голубом небе; радости от знакомства со своей группой – с людьми, которые вскоре должны стать их новой семьей; настороженности от того, какой будет первая сессия; даже немного искушения – ведь скоро первая в жизни стипендия…

Я помню свой день первокурсника, когда очень долго собираешься, готовишься, одеваешь все самое красивое и идешь к своему корпусу. А там много новых незнакомых, но доброжелательных и интересных людей, знакомство с деканом, заведующими кафедрами, куратором; получение зачетки – чистой и нетронутой, и много других мелочей этой неведомой студенческой жизни.

День первокурсника в этом году мне запомнился… дождем – это был день зонтов и раскрытых газет. Но, наверное, именно они позволили мне прочувствовать, насколько этот праздник интимен для каждого нас…

(c) Яна Хащевацкая

 

«Джаз Коктебель» 2010

Музыка, море, вино – так можно тремя словами описать события, происходящие в Коктебеле с 9 по 12 сентября. В этом году состоялся уже восьмой ежегодный фестиваль джазовой музыки «Джаз Коктебель». Разнообразие музыкальных  стилей было столь велико, что грех жаловаться даже самым большим музыкальным гурманам. Услышать можно было и различный джаз, и рок, и регги, и музыку с народными мотивами, как украинскими, так и иностранными. Концерты, происходящие, в рамках фестиваля были разделены на две сцены - «NU JAZZ» и Волошинскую, мне хотелось бы рассказать о каждой из этих сцен в отдельности.

Сцена «NU JAZZ»

Действа на этой сцене начались 10 сентября, и именно в этот вечер выступали самые яркие гости фестиваля. Открыл вечернюю программу скандинавский коллектив FAERD trio вместе с лучшим голосом Дании 2009 года Jullie Hjetland. Голос этой певицы действительно очаровывал, иногда напоминая соловьиные трели, а сам музыкальный коллектив удивил слушателей интересным сочетанием джаза, рока и скандинавских мотивов.
Следующей на сцене появилась не менее интересная группа – фрик кабаре бэнд «Серебряная свадьба». Этот экстравагантный белорусский музыкально театральный коллектив, основанный в 2005 году, приятно обрадовал зрителей коктейлем из французского шансона, диксиленда, кантри, русской народной музыки и латиноамериканских ритмов в манере уличного оркестра. В репертуаре «Серебряной свадьбы» присутствуют жизнерадостные, ироничные и веселые песни о детстве и старосте, жизни и смерти, женских причудах и, конечно же, о любви. Выполнение песен сопровождалось театральным действом, солистка группы, как фокусник из шляпы, доставала из чемоданчика различных кукол, которыми предавала выступлению еще больше яркости.

Завершила вечерний концерт легендарная группа «Аукцион». Их выступление нельзя поддать четкому описанию – на сцене творилась некая магия, музыканты были погружены в процесс игры, и лишь Гаркуша, маялся по сцене туда сюда, в нелепом ярком костюме, трясся, кричал в микрофон и в перерывах между песнями декламировал стихи, напоминая, своего рода, шамана, который завораживал и музыкантов и слушателей. Завораживал, усыплял, а иногда даже и угнетал. Эта группа выливала на слушателей со сцены потки музыки различных направлений, от пост-панка до бит- и поп-музыки 60-х, включая нью-джаз и этническую музыку Северной Африки и Среднего Востока.

Вечерний концерт сменился ночным, когда было уже за полночь, и открыл этот концерт украинский квартет «ДахаБраха». Эта группа соединила в одно украинские народные песни, африканские барабанные ритмы и низкие вибрации контрабаса. Чего только не увидишь в их музыкальной кухне, кроме традиционных музыкальных инструментов, там присутствуют трещотки, индийские таблы, буддиский гонг, африканский джамбе, маракасы и еще множество малоизвестных европейскому слушателю народных инструментов. С первых ударов по барабанам тело начинают пронизывать вибрации, и сразу же хочется сорваться в танец, как будто входишь в транс.


Завершили ночной концерт музыканты группы «Аддис Абеба». К сожалению, не могу поделиться личными впечатлениями по поводу этого коллектива, поскольку услышала всего лишь полторы песни из их репертуара, пока пробиралась через толпу к выходу. Но не сказать о них ничего тоже нельзя, поэтому процитирую отрывок из брошюрки, с программой фестиваля, которую бесплатно раздавали всем желающим: «Сколько песен в копилке «Аддис Абеба» - столько стилей, с которыми экспериментирует группа. Это и прыгучее ска, и отвязанный фанк, и злободневные раггамафины, и нежная боссанова, и четкий хип-хоп. А в качестве мистического соуса - атмосферный даб».

Следующее два дня на этой сцене слушателей радовали не менее интересные коллективы, такие как Karl Frierson (душа и голос de Phazz), Олег Скрипка и Джаз Кабаре «Забава», Вадим Эйленберг, Lissa Wasabi и многие другие. Но рассказать о всех коллективах выступавших на этой сцене в одной статье невозможно, тем более, что на Волошинской
происходили не менее интересные события.

Волошинская сцена

В этом году эта сцена заработала впервые, ее расположили в саду дома поэта Максимилиана Волошина, получилась очень уютная, маленькая, камерная сцена с хорошей акустикой. В этом укромном местечке не выступали гиганты альтернативной сцены и на уши не давили киловатты звука, но, тем не менее, тут царила особая атмосфера. Может быть, это мистическая энергетика Коктебеля и дома Волошина, а может быть и зачаровывающие джазовые мотивы, но то, что происходило на этой сцене, захватывало не меньше, чем события на сцене «NU JAZZ». Хотелось бы отметить несколько музыкантов выступивших здесь. Начну с Киры Шулаевой. К сожалению, присутствовать на ее выступлении лично мне не удалось, хотя и очень хотелось. Кира молодая, талантливая вокалистка, скрипачка и композитор, лауреат многих международных фестивалей и конкурсов. Ее музыке свойственна своеобразна мелодика, непредсказуемость и импровизация, а исполняет свои произведения Кира с помощью приемов позволяющих одновременно, и петь, и играть на скрипке. Так, что я уверена, ее музыка заинтересует и профессионального музыканта, и просто меломана.
Также довольно интересными оказались ребята, выступившие на дневном концерте под названием «Exotic Jazz Day». Они удивили слушателей исполнением джаза на бандуре (Георгий Матвив), восточной перкуссии (Александр Костюченко) и балалайке (Денис Забавский). Звучание было действительно волшебным, я услышала этот концерт, случайно, проходя мимо сцены, остановилась послушать и уже не смогла оторваться.

Хэдлайнером Волошинской сцены 11 сентября стал Пол Роджерс - музыкант, которого по праву называют одним из лучших европейским басистов и импровизаторов современности. Исполнял Роджерс на уникальном инструменте, «уникальном» сказано буквально, поскольку такой инструмент в мире единственный - это семиструнный контрабас с 14-ю симпатическими струнами. Скажу откровенно, музыка, которую Пол Роджерс исполнил, оказалась довольно сложной и специфичной. Звуки, извлекаемые им с инструмента, и сам способ игры иногда просто поражали воображение. Реакция аудитории была неоднозначной - некоторые заворожено сидели весь концерт, а некоторые просто засыпали, или тихонько просачивались к выходу. Однако я считаю, что называть подобную музыку плохой неправильно, до нее надо просто дорасти.

В заключение своего рассказа хочу сказать следующее: фестиваль был действительно интересным и насыщенным, но главное не это, а то, что он помог его гостям еще на четыре дня забыть о суете обыденной городской жизни и продлить позитивное летнее настроение.

(c) Леся Багмет

 

Репортаж о поездке в Китай (август 2010 г .)

Китай бурно развивается, в частности - строит и модернизирует собственный флот. А флот нужно оснащать современными радиоэлектронными системами, в том числе и гидроакустическими. Вот и пригласили китайцы нескольких специалистов Киевского государственного института гидроприборов, а также вашего покорного слугу, к себе в гости на недельку - рассказать, как в Украине обстоят дела по этой части...

Встречались мы с представителями 3-х акустических институтов Китая: Ханьчжоу, Харбина, Шанхая. Наиболее обстоятельной была встреча со специалистами Ханьчжоу, где мы плотно, с утра и до вечера, работали в течение трех дней. Со специалистами Харбина и Шанхая мы встречались в Шанхае в течение следующих трех дней. Разумеется, были и перерывы на отдых: в Ханьчжоу мы посетили озеро Сиху, а в Шанхае - международную выставку ЭКСПО-2010. Далее бегло расскажу о наиболее ярких впечатлениях.

Город Ханьчжоу

Это крупный (6 млн. жителей) город, в значительной степени ориентированный на обслуживание туристов и отдыхающих, приезжающих полюбоваться озером Сиху. Однако Ханьчжоу - это еще и крупный промышленный центр, сами китайцы называют его столицей шелка и зеленого чая.

По климату Ханьчжоу - нечто среднее между Ялтой и Сочи. На улицах много пальм. Город невысокий, окруженный сопками, светлый и чистый. Много зелени: цветники, палисадники, парки... Разделительные полосы на дорогах - это клумбы и газоны, по ширине не уступающие самим дорогам. Особой суеты вокруг зелени не видно - однако вся она очень ухожена. Забота о деревьях вообще поражает: практически у всех «взрослых» деревьев стволы аккуратно обмотаны толстой веревкой или мешковиной, а также аккуратно подпираются четырьмя шестами. Нам пояснили, что так деревья защищают от насекомых, грызунов и тайфунов. На берегу озера Сиху большой парк и достопримечательности: буддистский храм, пагода, статуя Будды. В воде у берега - цветущие лотосы. Посетители развлекаются тем, что катаются по озеру на больших и малых катерах, моторных и с «ручным приводом»...

Акустический институт в Ханьчжоу

Главный корпус Акустического института в Ханьчжоу - это новое 20-этажное здание, построенное совсем недавно - в 2003 году. К этому зданию примыкают еще несколько корпусов (лаборатории, опытный завод и т.п.). Исследовательская база института находится в ином городе, где ранее (до 2003 года) размещался институт, основанный еще в 1958 году.

Здание современное, чистое, хорошо оборудованное техникой. Наши презентации проводились в конференц-залах, рассчитанных на 40 человек. В залах постоянно работают кондиционеры, что весьма кстати - на улице плюс 37-38 при влажности 70-80%. Чистота в туалетах выше всяческих похвал. Почему говорю об этом - сами знаете...

Транспорт

Многие молодые китайцы в Ханьчжоу ездят на электрических мопедах. Поэтому на улицах сравнительно тихо.

Общественный транспорт (метро, автобусы и троллейбусы) Шанхая оборудован кондиционерами, о чем сообщает символ снежинки в окошке с номера маршрута. Метро в Шанхае очень чистое, в вагонах нет рекламы. Реклама только на перроне, на стенах, в виде встроенных электрифицированных панно. Вагоны метро без торцевых стенок, поэтому можно пешком пройти через весь состав. Линий метро в Шанхае много, около 10. Проезд осуществляется с помощью пластиковых карточек, на чипы которых при покупке карточки записывается протяженность маршрута следования. При выходе из метро карточка возвращается для повторного использования.

Дома

Строительство в Китае очень интенсивное. Жилые дома в Шанхае (население 16 млн.) - это 20-40 этажей. Дома стоят тесно, т.к. земля дорогая, и ее мало (а людей - много). Жилые дома строятся обычно «сериями», образуя группы однотипных зданий. Это практикуется и в крупных городах, и в поселках вдоль дороги. Кстати, поселки эти выглядят весьма свежо, состоят из аккуратных двух- и трехэтажных коттеджей, крытых цветной черепицей. На некоторых крышах - солнечные батареи. Между проселочными домами - зеленые заливные луга, озера. Все очень аккуратно. Домов-развалюх не видел ...

Дороги

Автомобильные дороги - очень хорошие и в большом количестве. Много дорог платных. Оплата - с помощью пластиковых карточек. Вдоль автомобильных дорог - акустические экраны. Часто эти экраны содержат прозрачные окна, позволяющие пассажирам любоваться пейзажем. Окна съемные и крепятся обычными шпингалетами, что несказанно нас развеселило. Таких экранов много, и строятся новые. А значит, забота о людях, чьи дома находятся рядом с автомобильными трассами - это не пустая болтовня, а конкретное дело.

Разделительная полоса вдоль всей трассы между Шанхаем и Ханьчжоу - это не только отбойники, но и ухоженный кустарник, порой с невысокими, цветущими розовыми цветами, деревьями. На небольшом удалении от автомобильной трассы видны высокие (10- 15 м) опоры строящейся эстакады для скоростной железной дороги, поезда которой будут ходить со скоростью свыше 400 км/час (недавно по ТВ мелькнул сюжет, в котором говорилось о пуске поезда уже в ближайшее время). Нетрудно подсчитать, что из Шанхая в Хуаньчжоу, расстояние между которыми 180 км, можно будет добраться всего за полчаса.

Уезжая из Китая, в аэропорт Шанхая мы также добрались скоростным поездом, который 4 минуты разгонялся до скорости 531 км/час, минуты полторы сохранял эту скорость, а затем еще 4 минуты тормозил. В аэропорт мы доехали за 10 минут.

Кстати, недавно под рубрикой «Тенденция, однако...» в газетах промелькнуло сообщение, что в каком-то из американских штатов китайские специалисты также построят скоростную железную дорогу.

Цены

Цены в Китае и заработки «обычных» людей - примерно как в Украине. Простые инженеры зарабатывают от 300-400 долларов в месяц. Курс: 1 доллар = 6,4 юаня. Т.е., юань и гривна не очень отличаются по весу. Цены в магазинах вполне демократические: три груши стоят примерно 3 юаня, бутылка воды 0,33 л - 1 юань. Простой веер в сувенирной лавке стоит 28 юаней, более качественный веер из магазина Duty free в аэропорту стоит 80-100 юаней.

Одноместные номера в гостиницах, в которых мы жили - около 500 юаней в сутки. Номера хорошо оборудованы - телевизор, холодильник, кухня, электрочайник, фен, мыло и зубные щетки... Чисто и вполне пристойно.

Выставка ЭКСПО-2010

О большой площади выставки, посвященной теме градостроительства, свидетельствует хотя бы то, что от выставки в город проложена собственная бесплатная линия метро, а по территории выставки курсируют большие и удобные автобусы с кондиционерами. Павильоны один другого грандиознее и по размерам, и по архитектуре. Чтобы попасть в какой-либо павильон таких стран как Германия, Китай, США, Великобритания, Россия и других, нужно было простоять в очереди несколько часов. У нас времени на это не было, поэтому мы ограничились посещением нескольких азиатских павильонов и павильона Украины. В азиатских павильонах (Индия, Пакистан и др.) шла бойкая торговля цепочками, бусиками и браслетиками. В павильоне Бельгии, куда тоже попасть было несложно, приятно порадовала просторность залов. Образцов продукции выставлено не очень много, но все же посмотреть было на что. И особенно приятным был финал: при выходе каждый желающий мог угоститься бельгийской шоколадкой. Никто из нас не отказался...

Отдельный рассказ - о павильоне Украины. На фасаде небольшого (площадью примерно 80 м2 ) здания почему-то нарисованы символ инь-янь. Уже потом узнал, что якобы этот знак появился в древнем Триполье, а не в Китае. Кроме знака инь-янь также представлена некая карта. На карте - стрелы, разбегающиеся из центра, в котором, по-видимому, находится Украина. У концов стрел надписи: балты, кельты, германцы, скифы... Стены внутри здания украшены рисунками символов трипольской культуры в виде глиняных горшков и примитивных женских статуэток. Правая половина павильона - неработающее кафе на три столика и стойка бара с потушенными огнями. В левой половине павильона небольшой пенопластовый макет под названием «Гибкие города будущего». В сущности, больше ничего нет, если не считать экран на стене с довольно блеклой картинкой - это с помощью компьютерного проектора демонстрируется фильм из жизни украинских городов.

Кстати, попасть в наш павильон очень легко, очереди у его входа нет...

Вместо заключения

Когда читаешь хорошую книгу, часто задаешься вопросом: почему не я ее написал? Так и здесь, повидав всего лишь малую часть Китая, хочется спросить: почему все это не у нас?

(c) Аркадий Продеус

 

Это интересно

1-битная симфония Тристана Перича

1-битная симфония Тристана Перича - электронная композиция в пяти частях на одном микрочипе. Хотя и размещённая в обычной CD-коробке, она не является записью в традиционном смысле; электронная цепь, собранная вручную и запрограммированная музыкантом-инженером, буквально «исполняет» произведение, когда её включаешь. Слушать можно через выход для наушников в боку коробки. В данный момент он продает свое детище по цене в 29 долларов. Предлагаем вашему вниманию первую часть этой симфонии:

Источник: HABRAHABR.RU

Необычный громкоговоритель

В 2008 году китайские ученые под руководством Кайли Цзяна (Kaili Jiang) в журнале Nano Letters опубликовали статью «Flexible, Stretchable, Transparent Carbon Nanotube Thin Film Loudspeakers». Они описали и продемонстрировали термоакустическую пленку, изготовленную на основе наноуглеродных трубок. Непримечательная прозрачная пластинка толщиной с человеческий волос под микроскопом похожа на густой лес. Параллельно друг другу на кремниевой «земле» растут углеродные «деревья». «Лес» работает как мощнейший громкоговоритель. Причем пленку не нужно натягивать на каркас динамика и можно изгибать.

Секрет мощного динамика состоит в том, что передача звукового сигнала происходит не за счет вибрации пленки, а по принципиально иному механизму. Громкоговоритель из нановолокон звучит благодаря термоакустическомму эффекту, который возникает из-за колебаний температуры. Заправляет всем процессом электрический ток: каждый импульс подогревает нанотрубочку, и она передает тепло в окружающую среду. Нагретый воздух и создает звуковую волну.

Пророчество

Описанный эффект впервые предсказали Арнольд (Arnold H.D.) и Крэндалл (Crandall I.B.) в 1917 году. Они описали совершенно четкие и корректные физические параметры, которыми должен обладать термоакустический материал, и вывели формулу звукового давления. Но в то время ученые подходящего вещества не нашли. Да и не могли, ведь наноуглеродные «леса» на кремниевой «земле» начали расти недавно.

Кручу как хочу

Для работы высокотехнологичного динамика нужны лишь электроды. Соответственно, и динамики можно использовать так, как заблагорассудится: положить на стол, повесить на потолок или обернуть им ноутбук. Можно создать поющие шторы, пеленки и флажки. Впрочем, такие «выкрутасы» пригодны не только для развлечений, но и для вполне целевого использования. Например, для равномерного звучания музыки совсем не обязательно расставлять колонки по периметру зала. Достаточно повесить одну термоакустическую сферу в центре (вместо люстры например).

Ученые из Техасского университета в Далласе (University of Texas at Dallas) придумали, как использовать термоакустик Цзяна для государственной безопасности. По словам исследователей, если в такой материал «запеленать» субмарину, то она станет невидимой для вражеских радаров.

Подводный «Элдридж»

Физики уверены, что с помощью термоакустика можно одновременно измерять глубину и маскировать субмарину. Для воплощения в жизнь несколько фантастичного проекта ученым предстояло выяснить, насколько быстро можно нагреть и охладить термоакустик и способен ли материал выдерживать экстремальную температуру без потери свойств. Более того, звуковая волна в плотной среде распространяется несколько иначе, да и нанотрубки могут слипнуться. Все это - препятствия на пути проекта, который чем-то напоминает филадельфийский эксперимент.


Али Алиев (Ali E. Aliev) и его коллеги испытали многослойную и однослойную термоакустическую пленку в чистой воде и в растворах спирта. Исследователи пытались понять, какие условия необходимо соблюсти, чтобы термодинамик работал и в плотной жидкой среде.

Экспериментаторы обнаружили, что за счет гидрофобных свойств углерода каждая нанотрубочка оказывается упакованной в свой личный воздушный «мешочек». Благодаря такому механизму нанотрубочки не слипались. Причем он оказался даже более эффективен, чем добавление в воду спирта, который тоже должен был предотвратить намокание и слипание «щетинок». Более того, воздушные пузырьки оказались достаточно устойчивыми в широком диапазоне температур.

Правда, Али Алиев и его коллеги выяснили, что многослойные акустические системы медленнее превращают термическую энергию в звуковую волну. Но и эту проблему можно решить, если увеличить просвет между отдельными акустическими пластинками. Они звучат в широком диапазоне - от 1 до 10^5 Гц, но не все частоты нужны подводникам. Наиболее приятный результат ученые получили, обработав термоакустик аргоном. Таким способом они настроили наноуглеродый динамик на нужную низкую частоту.

«С помощью низкочастотных акустических излучений можно сканировать океан и прятать корабль от вражеских радаров», - говорит Али Алиев. В эксперименте ученые смогли настроить динамик не на излучение, а на поглощение звуковых волн. Это означает, что спрятаться можно практически от любого радара, вне зависимости от того, по шуму или по тишине происходит поиск корабля.

Результаты эксперимента появились в статье «Underwater Sound Generation Using Carbon Nanotube Projectors», опубликованной в Nano Letters.